Говоря о ньюскульном фристайле в чистом виде (оставим в стороне бэккантри, к тому же, начисто отсутствующее в Москве :), можно сказать, что это ближе к акробатике.
Стиль в новой школе заимствован во многом из сноубординга, куда он, в свою очередь, пришёл из скейтбординга. Основные снаряды - бигэйр, халфпайп, квотерпайп (вот вам первое, заметное еще до того, как кто-нибудь продете по всему этому, отличие от традиционной акробатики).
Классическая акробатика - это скорее гимнастика, чем лыжи. Многие спортсмены - бывшие гимнасты, прыгуны на батуте, прыгуны в воду. Сложно представить лыжника, который когда-то гонял "под сотню" на SG трассах, а потом ушёл в акробатику ради - условно говоря - двадцати метров разгона и трёх секунд головокружения :) Трамплин имеет практически вертикальный lip (язык по-нашему), прыжки выполняются с огромной вертикальной амплитудой. Спортсмены работают без палок, на коротеньких лыжиках. Трюки похожи на класическую гимнастику, опорный прыжок, то есть, выполняются вращения вокруг продольной оси тела в сочетании с вращениями в плоскости "тело - лыжи".
Основные воздушные элементы в могуле - разножки да твистеры. Амплитуда трюка строго регламентирована правилами - в любой фазе прыжка лыжи спортсмена не должны находиться выше его головы. Однако в могул уже проникают веяния новой школы - на олимпиаде молодой американец делает эффектное затяжное "арабское сальто" с кроссом типа backscratcher, выгодно выделившись на фоне всеобщих твистеров.
Новая школа была "основана" в первую очередь лыжниками, причём, лыжниками мирового класса, способных вытворять на лыжах всё, что угодно. Не буду сыпать шаблонными фоазами о происхождении ньюскула :) Скажу только, что Себ Мишо, кстати, пришёл в элиту мирового фрирайда из классического фристайла. Вообще, в основе новой школы стоят суровые профи, закалённые трассами, а потом и внетрассами мирового уровня. Сейчас же она существует в чистом виде, как фристайл. В этой акробатике (носящей также название jibbing) много молодёжи, так же, как и в сноубординге. На западе сейчас бум новой школы, что хорошо, потому что возвращает популярность лыжам. С другой стороны, лыжники плюются так же, как когда-то плевались у нас на бордеров. Дело в том, что многие покупают твинтипы и идут в сноупарки только потому, что это модно, так же, как у нас покупали (и покупают) доски, чтобы "сделать дью" (или выпить Nescafe) в Крылатском. У нас вообще своя специфика - президент на лыжи, братва за ним. Но, в конце концов, бум проходит и остаются только те, кому это действительно интересно.
База в новой школе - straight air, вещь, полезная при любом катании. Говоря по-русски, это простой прыжок, с достаточным запасом высоты и хорошей протяжённостью. В отличии от "спортивного" прыжка в GS, SG и DH, которому нас учили в детстве, здесь не требуется максимальная группировка, без которой было не обойтись для сохранения скорости и баланса в воздухе. Во фристайле главное не скорость, а стиль.
Затем добавляем cross - элемент, знакомый всем. Заключается в скрещивании лыж, причём, если позволяет амплитуда прыжка - в весьма значительном, кант верхней лыжи ставится на головку крепления нижней.
Затем grab - подхват лыжи рукой. Пришёл из скейтбординга, где был суровой необходимостью, в сноубординге превратившись в декоративный элемент.
Ну и, наконец, вращение - тут уж кто во что горазд. Судорожные и суетливые движения, типа могульных твистеров, сейчас не в моде. Сосчитать, сколько твистеров в одном прыжке сделал спортсмен мирового класса "на глаз" может только профессионал, остальным же для этого понадобится замедленный повтор. Так вот это не тот стиль, это старая школа. В новой школе трюк амплитудный, порой затяжной, чёткий и стильный. Хороший 360 может смотреться выигрышнее, чем многократный твистер или классическое сальто назад, если он выполнен стильно, растянут на всю амплитуду прыжка, сопровождается грэбом на скрещенных лыжах, да ещё и акцентом свободной рукой.
Короче, это всё в теории. А на практике - места для этого особо много не надо, хватит и "Кантовского" склончика поначалу - был бы трамплин. Зато потом, в горах, прыгая с надува, можно будет не вращать руками, пытаясь сохранить утерянный по неопытности баланс, а красиво акцентировать прыжок свободной рукой, в то время как другая рука придерживает кант нижней лыжи :)
|